- «При открытии своего производства в стартовые расходы следует закладывать больше средств, чем вы рассчитали»
- «Кофейный рынок очень динамичный. Чтобы оставаться конкурентоспособными, нужно постоянно искать новые вкусы»
- «Чтобы найти первых клиентов, мы ходили по кофейням и предлагали наш продукт»
- «Кофейная культура в Украине очень развита»
Doppio Ua — семейный кофейный бизнес. Компания работает на рынке почти 11 лет и за это время нарастила объемы производства с 200 кг до 18 тонн кофейных зерен, открыла новые направления и продолжает расти. В интервью для Хорошоп маркетинг-директор Doppio Ua рассказала о сложностях при запуске своего дела, тонкостях обжарки кофе, а также как бизнесу удается развиваться и увеличивать продажи в одной из самых высоконкурентных ниш на украинском рынке.
Doppio Ua — кофейная компания полного цикла. Бренд имеет собственное производство по обжарке кофейных зерен, продает и предлагает в аренду профессиональное оборудование для заведений, осуществляет сервисное обслуживание кофемашин. Объемы производства Doppio Ua достигают 18 тонн сырья в месяц и компания продолжает развиваться. Мы пообщались с Кристиной Плиско — маркетинг-директором Doppio Ua. В интервью для Хорошоп она рассказала о первых шагах в кофейном бизнесе, производственных процессах, особенностях ниши и планах на будущее.
«При открытии своего производства в стартовые расходы следует закладывать больше средств, чем вы рассчитали»
Как давно существует ваш бизнес и почему решили заниматься производством кофе?
Наша компания представлена на рынке почти 11 лет. Это наше семейное дело — идея открыть кофейный бизнес возникла у моего мужа. Когда-то его родители занимались похожим бизнесом и мы решили также сконцентрироваться на этой нише.
С чего вы начинали и с какими трудностями столкнулись на старте?
Начинали, пожалуй, как все предприниматели, — сложно. В том смысле, что в бизнесе, как в ремонте — трудно спланировать конечную сумму вложений. Начальные расходы, сколько не рассчитывай, можно приумножить на два, а то и на три. Мы, как молодые предприниматели, тогда заложили не так много денег на оборотный капитал — это было основной ошибкой. Наших средств хватило на то, чтобы открыться и сделать первую закупку. Потом, пока мы организовали продажи, было немного трудно и пришлось искать дополнительное инвестирование. Но нашли, наладили сбыт и все было хорошо.
Насколько сложно открыть кофейный бизнес в Украине? Какая документация для этого нужна?
Не очень сложно. В Украине лояльные условия для малого бизнеса. Чтобы запустить собственное производство и зарегистрировать производственные мощности, достаточно оформить ФОП третьей группы.
Что касается сертификации, то она нужна на кофейное зерно. Мы постоянно отправляем образцы в лабораторию, где тестируют сырье и проверяют безопасно ли оно. Также надо придерживаться принципов работы НАССР — сертификации безопасного пищевого производства. По системе НАССР оцениваются многие факторы. Например, необходимы разные помещения под выгрузку, производство, фасовку пищевого сырья, к которому относится кофе. Все процессы должны быть цикличны — это все прописано в требованиях. Работать по этим принципам несложно, просто все нужно организовать сразу при запуске производственного бизнеса.
«Кофейный рынок очень динамичный. Чтобы оставаться конкурентоспособными, нужно постоянно искать новые вкусы»
Расскажите о производственных процессах. Из каких этапов состоит работа с зернами?
Производственный процесс не очень сложный. Мы закупаем зеленое зерно. В Украине есть много трейдеров, которые его продают. Далее обжариваем, в процессе обжарки кофе усушивается. То есть, чтобы получить 1 кг жареного кофе, нам нужно примерно 1,2 кг зеленого кофе. Следующий этап — очистка, для этого используется дестонер. Затем мы оставляем зерно на 2-3 дня — свежеобжаренный кофе выделяет углекислый газ, грубо говоря «дышит». Для раскрытия аромата он должен отстояться несколько дней. После этого мы его уже упаковываем и продаем.
Постоянно ли вы ищете новые сорта кофе, проводите эксперименты?
Конечно. Это важно делать. Во-первых, с каждого урожая даже один и тот же сорт может измениться на вкус. Например, если в этом году мы брали сорт Columbia Supreme, то в следующем сезоне этот же кофе с той же плантации может быть другим. Мы обязательно снова подбираем и тестируем новые образцы.
Кроме того, наш рынок очень динамичный. Очень много компаний обжаривают кофе. Это своеобразная гонка — первыми будут те, кто лучше и кто предложит что-то новое. Поэтому мы тоже постоянно ищем какие-то новые вкусы. У нас есть своя лаборатория, работает пищевой технолог. Он постоянно занимается капингами, то есть дегустацией кофе для определения его вкусовых и ароматических свойств. По образцам мы вместе решаем, что выбрать. Также капинги для обжарщиков проводят трейдеры зеленого зерна. Мы посещаем такие дегустации, чтобы быть в курсе новинок и их предлагать.
У вас на сайте указано, что вы нашли идеальную степень обжарки. Как долго искали?
На самом деле недолго. Мой свекор занимался кофейным бизнесом еще за 10 лет до открытия нашей компании. Он был обжарщиком, поэтому научил прямо на старте производства. Я считаю, что мы с первого дня обжаривали зерна очень качественно. К тому же мы постоянно развиваемся, проходим обучение у действующих чемпионов Украины по обжарке, чтобы поддерживать высокий уровень.
Какими были ваши первые изготовленные партии и что изменилось сейчас?
У нас значительно изменились объемы. Кажется, в первый месяц мы обжарили где-то 200 кг кофейных зерен, сейчас это почти 18 тонн.
«Чтобы найти первых клиентов, мы ходили по кофейням и предлагали наш продукт»
Помните с чего начинали продажи и как нашли первых клиентов?
Так как наши родственники имели опыт предпринимательства в этой нише, у нас были их некоторые наработки. Мы думали, что сейчас позвоним по клиентской базе и быстро найдем покупателей. Но нет, так не бывает. Если у человека уже есть поставщики, то он просто так не перейдет к вам. При поиске первых клиентов, мы ходили по кофейням и предлагали наш продукт. Мониторили на Work.ua заведения, которые искали сотрудников, и рассказывали им о нашем кофе. То есть первые продажи были очень сложными.
Изменилось ли что-то с открытием интернет-магазина и какие в целом каналы продаж используете?
На сегодня большинство наших продаж — розничные. Интернет-магазин в этом играет большое значение, потому что почти весь трафик, даже с Instagram-страницы, мы направляем на сайт и это хорошо работает. На сайте мы все очень удобно настроили для покупателей и им легко ориентироваться.
Основные наши каналы продаж — сайт и Instagram. Кроме кофе, у нас также есть оборудование для кофеен — в этой категории тоже есть клиенты, которые у нас покупают. Еще одно наше направление — обжарка кофе для бизнеса под их логотипом, то есть предоставляем услугу Private label. Его мы особо не развивали, занимаемся этим больше на личных отношениях, за счет нашей репутации.
У вас довольно развитая страница в Instagram. Как много времени уделяете созданию контента?
Ведением страницы в Инстаграме я занимаюсь самостоятельно. Мне хотелось бы делать еще больше, но не всегда на это хватает времени, потому что есть много другой работы. Вообще Instagram на сегодня — хороший канал продаж. Там можно работать не только с теми, кто ищет похожие товары, но и привлекать холодную аудиторию, которая вообще не знает, что может у вас купить. И на самом деле он дешевле, чем Google реклама.
Вы запускаете платную рекламу?
Да. Товарную рекламу, то есть Google Shopping, — постоянно. Поисковую рекламу также запускаем, но не на кофе, потому что цена конверсии на этот продукт неоправданно высокая, ее настраиваем на услуги, B2B-направление. Также запускаем таргетированную рекламу. В Хорошоп качественно организован сбор информации. Мы собираем клиентов с сайта и можем таргетироваться на них в Инстаграме.
Как выбирали платформу для интернет-магазина и почему остановили свой выбор на Хорошоп?
До интернет-магазина на Хорошопе у нас был самописный сайт. Любое изменение нужно было вносить через технического специалиста, который не всегда был на связи. Это было очень неудобно. Поэтому мы решили перейти на унифицированную платформу, с которой проще работать. По-моему, другие платформы я и не рассматривала — сразу понравился Хорошоп и выбрала вас. Мы пользуемся вашими услугами уже более пяти лет. Помню, что еще в начале, при первых настройках интернет-магазина, я даже ездила к вам в офис. Ваша служба поддержки помогла мне разобраться со всем, что не получилось сразу. Это был очень персонализированный подход.
Мы провели seo-оптимизацию сайта. Все делали самостоятельно, для этого предварительно проходили курсы. У нас очень хороший органический трафик. Интернет-магазин полностью адаптирован для того, чтобы представлять нас в интернете.
Какие-то маркетинговые каналы были для вас неэффективными?
Да, это маркетплейсы, в частности Prom и Rozetka. Чтобы хорошо работала реклама и вас замечали, этим площадкам надо платить достаточно высокий процент с продаж. И возникла ситуация, что нам или будет невыгодно работать с текущими ценами, или на своем сайте нужно повышать стоимость товаров, так как у нас маржа меньше. Мы решили предлагать клиентам хорошую цену, вкладывать деньги в свое развитие и отказаться от работы с маркетплейсами.
«Кофейная культура в Украине очень развита»
Насколько конкурентная ниша кофе?
У нас очень конкурентная ниша. Мы называем ее «Красным океаном». В Украине много обжарщиков. Это связано с тем, что у нас очень развита кофейная культура. Предприниматели, которые имеют 5-7 кофеен, часто начинают заниматься обжаркой кофейных зерен, привлекают дополнительных клиентов. В Украине есть большое международное сообщество, проводятся различные чемпионаты, тематические мероприятия. Также представлено разнообразие брендов — от дешевых до очень дорогих. Работать в этой нише не очень легко, но у нас настолько много кофеен, что такая конкуренция оправдана.
Какие у вас планы на будущее?
Сегодня сложно что-то планировать. То, что мы не стоим на месте и продолжаем расти — уже для нас большой успех. У нас есть мечта — построить собственное производство. Мы работаем в арендованном помещении и из него «выросли», нам тесно. Поэтому следующим нашим этапом наверняка будет уже строительство, к этому будем идти.
Дайте совет предпринимателям, которые планируют открывать бизнес в Украине
Всем, кто планирует запускать собственное производство или заниматься бизнесом в сложной нише, которая требует довольно больших финансовых вложений, я советую создавать MVP, — минимально жизнеспособный продукт, и работать по модели аутсорсинга. Например, как уже говорила, мы обжариваем для других брендов. У нас есть клиенты, которые к нам обратились, на аутсорсе обжарили, попробовали и получили результат. Иногда это дешевле, чем содержать свое производство. Так вы поймете, ваше ли это, нравится ли, сможете ли наладить сбыт. В Украине сейчас есть много компаний, которые предоставляют услуги аутсорсинга молодым предпринимателям. Я думаю, что это будет классный опыт. Если это продажи, то также не обязательно покупать сразу большие партии и потом не знать как все продать — начать можно, например, с модели дропшиппинга.