Мы пообщались с основателем медоварни «Медовый Спас» Сергеем Липко об истории питьевых медов, их производстве и развитии бизнеса.
Медоварня «Медовый Спас» выпускает бренд натуральных напитков из меда Сикера и недавно запустила интернет-магазин на Хорошоп. Годовой объем производства компании составляет более 150 000 бутылок, а продукция продается не только в Украине, но и за рубежом. Мы пообщались с основателем медоварни Сергеем Липко об истории питьевых медов, их производстве и развитии бизнеса.
«Мы первая технологическая медоварня, создающая стандарты медовых напитков в Украине»
Как появилась идея производить такой интересный продукт – напитки из меда?
Очень давно я занимаюсь наливками, настойками и 17 лет назад стал пчеловодом. Это мое хобби, я не продавал мед, поэтому у меня довольно часто были остатки. Я экспериментировал, делал дистиллят из меда, а однажды посетил семинар, где рассказывали о питьевых медах, сделанных по технологии вареных медов.
Также ко мне попала работа Теофила Цисельского, профессора биологии Львовского университета, который еще в 19 веке утверждал, что государства, не имеющие возможности выращивать виноград, но имеющие мед, ягоды и фрукты могут быть винными государствами. Меня так поразила эта идея, что я задумался — Украина действительно медовое государство, мы входим в топ-5 экспортеров меда, у нас большие возможности по производству соков, но мы продаем мед как сырье. К примеру, до полномасштабного вторжения Украина продала 82 тысячи тонн меда в год. Если бы мы продавали мед в виде напитков или лекарств, то полученные средства были бы на другом уровне.
Есть ли у этого напитка интересная предыстория?
Еще за 50 лет до создания Киева византийский дипломат Приск Панийский приезжал на территорию современной Украины и описывал, что вместо вина здесь угощали медом. Поэтому можно сказать, что питьевые меды – это аутентичный украинский напиток. Расцвета он достиг во времена Киевской Руси. На Киевской Руси было очень много медов, из меда изготовляли разные напитки, в том числе сакральные напитки, которые употребляли в разных ритуалах, например, напиток сурья. Когда вспоминают "мед-пиво пил" – это именно о питьевых медах. Питьевой мед — закодирован в генах каждого украинца.
Кроме вас, в Украине кто-то сейчас пытается производить подобный продукт?
Около 10 предприятий имеют лицензию на производство такого же продукта. Может быть, кто-то уже производит в промышленных масштабах. Но наверняка у большинства — гаражное производство. Как правило, это меды вареные, которые не нужно стабилизировать и поддерживать температурные режимы. За счет того, что они экстра-сладкие, сам мед является стабилизатором.
"Мы выпускаем более 150 000 бутылок в год"
С чего начинали собственное производство?
Вообще существует две разновидности — вареные меды и ставленные меды. Сначала у меня было собственное гаражное производство, где-то 2 года экспериментировал, но со временем меня заинтересовал более натуральный продукт. Суть состоит в том, чтобы не варить меды, а делать их методом натурального брожения – они называются ставленными.
Где-то в 2017 году мы начали отрабатывать рецептуру, поначалу у нас было больше 30 вариантов. Мы производили тестовые партии по 100-200 литров и в итоге отобрали 4, которые стали основой наших напитков. Сегодня мы первая крафтовая медоварня, которая создает стандарты медовых напитков в Украине. У нас на производстве работает 3 работника — главный технолог и два оператора.
Были ли какие-нибудь проблемы в начале?
Наши проблемы начались с самого начала пути и продолжаются «по вчерашний день». В начале работы были проблемы с оформлением некоторых документов, потому что мы не знали досконально всех нюансов. Помню, как мы неверно указали одну из единиц объема и нам выписали штраф в первый месяц работы. Не получали письма от налоговой, поэтому получили следующий штраф за несвоевременную уплату одного из налогов. Это не потому, что мы не хотели платить. Просто так вышло. Бывает, что партнеры, которые поставляют нам ягоды, могут изменить стоимость партии, когда уже подписан контракт. В общем, на производство мы теряем меньше времени, чем на решение всех бумажных и других вопросов.
Насколько длителен и сложен процесс производства питьевого меда?
Производство занимает около года. Около месяца идет ферментация и почти год продолжается его созревание при определенной температуре. У нас есть высококачественное оборудование. К нам приезжали импортеры из Японии, которым очень понравился процесс производства — они были удивлены качеством и условиями, в которых мы производим наш продукт.
Для хорошего результата важно выдерживать технологичность процесса. К примеру, должна быть возможность поддерживать определенный температурный режим. В процессе созревания температура должна составлять 11 градусов в течение года. Во время активной фазы боев в Киевской области мы все равно придерживались этого условия и не меняли температуру.
Какой у вас объем производства?
У нас на сайте указана информация, что наша производственная мощность где-то 350 000 бутылок в год. Но сейчас мы столько не производим. Причина в том, что мы не продаем такой объем. Если бы у нас заказали такое количество бутылок на следующий год, то, конечно, мы могли бы столько сделать. Технически у нас есть такая возможность. По состоянию на сегодняшний день мы выпускаем где-то половину от заявленного объема, то есть более 150 000 бутылок в год.
«Название Сикера имеет шумерское происхождение»
Почему ваш бренд называется Сикера?
Наш напиток действительно называется сикера, но правильно его называть либо питьевой мед, либо медовуха, как называли наши предки. Впрочем, мы не можем сейчас говорить медовуха, потому что само название за годы советской власти исказили. Она ассоциируется с водкой плохого качества, в которую добавляют мед, чтобы улучшить ее. Хотя исторически медовуха была продуктом брожения, а не дистиллята.
С маркетинговой точки зрения решили не использовать название медовухи, чтобы не объяснять, что это не та медовуха, которая сразу приходит в голову. К тому же мед сейчас не воспринимают как питьевой. Для большинства людей – это еда. По этой причине мы назвали продукт сикера – это название имеет шумерское происхождение. Они разделяли медовые напитки и винные. Для них напитки из винограда были вином, а напитки из меда – сикерой. Название, ожидавшее нас тысячелетиями, можно сказать.
Также у вас в интернет-магазине есть отдельный от Сикеры напиток под названием Пет-нат, что это?
Пет-нат – это натуральное игристое вино, которое придумали французы. У них в бутылке начало бродить вино и случайно стало игристым. Этот метод называется ансестраль. 30 лет назад молодой француз решил восстановить этот метод натурального брожения и назвал свой продукт пет-нат, что означает Péttilant Naturel – натуральное игристое. Оно стало очень популярным в Европе и вообще в мире. В Украину только сейчас постепенно входит. Почему оно так популярно? Оно абсолютно натуральное, бродит в бутылке. Этот напиток не крепкий, где-то 7-8% градусов, он не сладкий, а сухой, можно сказать экстра-брют.
Но у вас на сайте оно имеет другое название – Pet-Cat вместо Pet-Nat?
Это не случайно. Никто, кроме французов, не может использовать это название. Официально это продукт виноделия, а у нас продукт медовый, хотя технология такая же. Назвать Pet-Nat иначе – это маркетинговый ход. Он сначала не очень мне понравился, потому что я более консервативный человек, но, как ни странно, этот напиток хорошо воспринимают. Клиенты даже не знают, что это за продукт, но покупают его, потому что у него интересная и оригинальная этикетка.
«После полномасштабного вторжения продаж стало больше»
Как вы распространяете свою продукцию?
Фактически мы представлены в каждой области Украины в ресторанах и сетях. Продажи идут через интернет магазин на Хорошопе и Rozetka. Мы работаем также со специализированными магазинами, такими как Bad Boy и VinoVino. Наши напитки есть в известных заведениях – ресторане современной кухни Кувшин, Вursa и других заведениях. Дополнительно есть хорошие продажи в Facebook — там люди активно интересуются продукцией, как и в интернет-магазине.
Вы активно продвигаете товары с помощью платной рекламы в соцсетях. Не было ли с этим проблем, потому что рекламируете алкоголь?
Мы сотрудничаем с рекламным агентством. Они помогают нам с настройкой рекламы и имеют опыт работы с компаниями, работающими в нашей нише. На самом деле достаточно указывать, что чрезмерное потребление алкоголя наносит ущерб здоровью и настраивать рекламу для 18+.
Какие рекламные каналы вы пробовали, но они для вас не сработали?
Сначала мы пробовали зайти и даже вошли в ритейл, сеть Мегамаркет. Однако мы думаем, что ритейл не для нас, потому что они импортируют много разного алкоголя и там нет сотрудников, которые будут объяснять о наших напитках покупателю. Человек, который не очень понимает, что это за товар, что за напиток — он не купит, если ему не расскажут подробнее. Поэтому решили, что ритейл не для нас. Для нас хорошо работают небольшие сети, где есть продавцы, рассказывающие о напитках и тогда они лучше продаются.
Как изменились продажи после полномасштабного вторжения?
Мы вообще не работали в 2022 году около полугода. Во-первых, мы находимся в Броварах, очень близко от нашей медоварни шли бои. Во-вторых, был сухой закон и наши напитки некому было покупать. Плюс некоторые работники разъехались, кто-то ушел в ВСУ. У нас не такая большая компания, а два наших технолога сейчас на фронте. Когда возобновили работу в конце лета, заметили, что продаж стало больше. Это очень здорово.
Раньше у людей были стереотипы по поводу украинских алкогольных напитков. К примеру, из двух одинаковых продуктов, французского и украинского, они по умолчанию считали, что иностранное лучше. Сейчас ситуация поменялась. Очень хорошо, что нашего производителя поддерживают, особенно если это качественный продукт.
Насколько известен и популярен питьевой мед в мире?
Есть несколько иностранных стран, которые готовы уже к нашим питьевым медам. Мы экспортируем в Японию, в этом году стали отправлять в Швецию, ведем переговоры с Великобританией и США. Наша основная задача – выйти на международный рынок, чтобы была возможность более активно развиваться. Мы не хотим реализовывать мед как сырье, а стремимся продавать его с добавленной стоимостью.
США сегодня лидируют в этой сфере, они знают, что такое питьевые меды, у них очень быстро растет производство напитков из меда. Для них это понятный продукт, быстро развивающееся это направление. Также меды хорошо понимают в Великобритании и Скандинавских странах.
Как ищете международные заказы?
Повсюду. Сейчас очень много вариантов – это разнообразные выставки, платформа Nazovni, прямые поиски дистрибьюторов за рубежом, сотрудничество с посольствами, Торгово-промышленной палатой. Это отдельное направление работы, мы активно им занимаемся.
«Если наш проект будет успешен – от этого выиграют все»
Поделитесь своими планами на будущее?
У нас огромные планы. Мы хотим создать стандарты медовых напитков, хотим возродить эту отрасль в Украине. Около 25 лет тому назад мы создали первый садовый центр в Украине. Около года бизнес за этим наблюдал, а когда они увидели, что мы активно и успешно работаем, то дальше это стало популярным.
Мы уверены, что если наш пилотный проект производства питьевых медов сработает, то в этот бизнес придут большие деньги. Мы вложили в наш бизнес очень многое, речь не только о деньгах. У нас трудный путь, но если наш проект будет успешен — от этого выиграют все. Будет развиваться агросектор, пчеловодческая отрасль, появятся новые рабочие места и новые возможности. Моя мечта: довести производство до 500 тонн продукции в год.