В этой статье мы рассматриваем основные модели коммерческих отношений, расшифровываем аббревиатуры и объясняем разницу между ними простыми словами.
Разные модели продаж имеют свои особенности. Отличаются способы продвижения, бюджеты, работа с документацией, коммуникация с клиентами и много других аспектов. Владельцам интернет-магазинов важно понимать, как работают основные виды рыночных отношений в электронной коммерции и какие различия имеют между собой. Это поможет в дальнейшем развитии бизнеса, например, при расширении каналов продаж. В этой статье предлагаем разобраться, что такое B2C, B2B, B2G, C2C и C2B.
B2C — бизнес для потребителя
B2C (англ. Business-to-Consumer) — бизнес-модель, в которой компания продает свои товары или услуги обычным физическим лицам. Они, как правило, являются конечными потребителями продукта. Например, и сеть супермаркетов с возможностью онлайн-заказов, и мастерица вязаных игрушек с интернет-магазином в Instagram будут представителями B2C-сегмента, ведь они ориентированы на удовлетворение личных потребностей покупателя.
B2C — самая распространенная и простая форма ведения бизнеса. Она не требует значительных финансовых вложений, а для легальной деятельности предпринимателю достаточно оформить ФОП. Формат предполагает работу с относительно небольшими партиями товаров, для хранения которых не обязательно арендовать склад. Открыть свой интернет-магазин и управлять им можно даже единолично, передав некоторые задачи, например продвижение, на аутсорс.
Стоит учитывать, что конкуренция на B2C-рынке значительно выше, по сравнению с другими сегментами бизнеса. Для успешной деятельности в B2C-сфере очень важно правильно выбрать нишу для торговли, определить целевую аудиторию и сформировать удачное УТП. В маркетинговых коммуникациях с B2C-клиентами часто используются эмоциональные способы воздействия. Покупателям розничных магазинов свойственны спонтанные покупки, обусловленные личными желаниями и предпочтениями. Это следует учитывать при разработке рекламных кампаний.
B2B — бизнес для бизнеса
B2B (англ. Business-to-Business) — модель работы, в которой одна компания продает свои товары или услуги другой компании. При этом, покупатель и продавец имеют общую цель — развитие бизнеса и получение выгоды от сотрудничества. Обычно покупки на B2B-рынке осуществляются для перепродажи товаров, использования продукции в производстве или работе, облегчения закрытия определенных задач. Например, интернет-магазин закупает у поставщика крупные партии товаров по оптовой цене и продает их дороже в розницу. Или ресторан сотрудничает с производителем фермерской молочной продукции, чтобы использовать ее для приготовления блюд своим посетителям. Из примеров видно, что взаимодействие происходит исключительно между юридическими лицами, обычные потребители в нем участия не принимают.
Масштаб B2B-бизнеса может быть разным. В эту сферу входят мощные производства и крупные дистрибьюторы. Но также в ней могут работать, например, маленькие кондитерские, которые поставляют авторские сладости кофейням. Независимо от того, какого размера B2B-компания, она должна учитывать специфику работы в этом сегменте. B2B-нише характерны исключительно рациональные покупки, а спонтанный спрос отсутствует. При продвижении B2B-бизнеса основной акцент делается на выгодах для клиента и экспертизе продавца. B2B-покупатели четко знают что им нужно, когда и в каком количестве. Узнайте больше об особенностях B2B-рынка в нашей отдельной статье.
B2G — бизнес для государства
B2G (англ. Business-to-Government) — этот сегмент предполагает сотрудничество между коммерческой организацией и государственным учреждением. Сложный и при этом прибыльный вид деятельности с четко регламентированными требованиями. Пример B2G модели работы — тендерные государственные закупки. Госструктура формирует заказ и указывает приемлемую цену, после чего размещает его на специализированной площадке. Бизнес подает заявки на участие в тендере, заказчик их рассматривает и выбирает исполнителя.
Основные особенности B2G-сегмента.
-
Долгосрочное и стабильное сотрудничество. Между заказчиком и исполнителем подписывается контракт, в котором указаны все сроки и условия сотрудничества. Разовые закупки являются исключением, обычно сделка заключается на длительное время. Досрочное расторжение договора одной из сторон без веских причин, как правило, сопровождается штрафом.
-
Бюрократия. Процесс принятия решений в B2G-модели самый сложный. На каждом этапе сотрудничества нужно заполнять большие объемы документации, а простые вопросы могут решаться неделями.
-
Значительные объемы продаж. Сумма, которую госструктура должна заплатить исполнителю, устанавливается перед началом сотрудничества. Обычно это крупные заказы на сотни тысяч гривен. Однако механизм расчета довольно сложный, возможны задержки выплат из-за зависимости от госбюджета.
-
Четкий алгоритм работы. Сотрудничество происходит по четкому механизму, регламентированному законодательством. Действия компании-исполнителя контролируются и проверяются: процесс поставок, соответствие продукции установленным требованиям и т.д.
К сотрудничеству с государственным учреждением нужно подходить максимально ответственно и внимательно. Перед выходом на B2G-рынок важно тщательно проанализировать свой бизнес и возможности, потенциальные выгоды и риски. Также следует проконсультироваться с юристом, который имеет опыт работы с этим сегментом.
Между бизнесом и государством различают еще одну модель отношений — G2B (англ. Government-to-Business). Согласно этому формату, государство предлагает определенные услуги или сервисы, которые помогают бизнесу. Пример G2B-взаимодействия — портал Дія, разработанный Министерством цифровой трансформации Украины. Он имеет отдельный раздел «Бизнес» с полезными онлайн-услугами для предпринимателей.
С2С — потребитель для потребителя
С2С (англ. Consumer-to-Consumer) — модель рыночных отношений между двумя частными лицами. Продавец часто не является предпринимателем и предлагает товары или услуги обычным потребителям. В электронной коммерции С2С-продажи обычно происходят через посредников — маркетплейсы или доски объявлений. Пример С2С-модели: предложения на Olx в разделе «Частное». Любой желающий может продать новые или подержанные вещи, разные по стоимости — от детской игрушки до эксклюзивных украшений или автомобиля. Особенностью схемы продаж С2С является смена ролей. Покупатель в любой момент может создать свои объявления и стать продавцом и наоборот.
C2B — потребитель для бизнеса
C2B (англ. Consumer-to-Business) — довольно нетипичный формат работы в e-commerce, в котором обычные потребители создают ценность для бизнеса и получают за это определенное вознаграждение. Как и в С2С-модели, продажи в формате C2B осуществляются через посредников. Например, через биржи фриланса. Специалисты предлагают свои услуги для бизнеса за определенную стоимость, которую устанавливают самостоятельно. Они могут не иметь ФОП и сотрудничать как частные лица. Еще один пример — фотостоки. Авторы выкладывают свои работы, указывая цену на них, а покупают изображения зачастую сотрудники компаний.
Интернет-магазины не работают по C2B-модели в классическом понимании. Разновидность C2B-отношений между магазином и обычным потребителем — создание обзоров и отзывов покупателями за денежный бонус, кэшбек или другие предложения от компании.
Вывод
Каждая из моделей работы в e-commerce имеет свои задачи, специфику продаж, стратегию продвижения. Если вы только планируете запустить свой бизнес, оптимальным вариантом будет выбор B2C-модели. В дальнейшем, с развитием, можно заняться дистрибуцией и выйти на B2B-рынок или принять участие в тендерных государственных закупках.
Независимо от сегмента вашего бизнеса, для успеха в онлайн-продажах нужно провести исследование рынка, составить бизнес-план, маркетинговую стратегию и создать удобный сайт, который облегчит взаимодействие с покупателями. Платформа Хорошоп позволяет быстро открыть свой интернет-магазин как розничной, так и оптовой торговли. Оставляйте заявку на нашем сайте и получите 7 дней бесплатного теста.