Накладные расходы (англ. overhead costs) — это затраты, которые напрямую не связаны с бизнесом, но необходимы для его ведения. Накладные расходы возникают у любого бизнеса и являются неотъемлемой частью деятельности. Для лучшего понимания расходов, представьте, что у вас есть производство. Помимо затрат на оборудование, его обслуживание, зарплаты сотрудников — у вас также есть накладные расходы. Например, вы платите за страховку сотрудников и пользуетесь клининговыми услугами для уборки помещения. Эти расходы никак не влияют на само производство и от них не зависит качество товаров, но они нужны для нормальной работы.
Накладные расходы делятся на три типа:
-
постоянные расходы — повторяются каждый одинаковый промежуток времени. Например, ежемесячная плата за обеды сотрудников компании;
-
изменчивые расходы — не повторяются и могут возникать периодически. Например, в офисе появились проблемы с сантехникой и вы наняли мастера, который с ними разобрался. В следующем месяце проблемы уже не возникнут и расходы не повторятся;
-
полу-изменчивые расходы — они повторяются, но их размер может каждый раз меняться. Например, затраты на такси для работников, которые поздно возвращаются домой. Они зависят от того, сколько раз персонал воспользовался этой услугой: в один месяц это может быть 10 раз, а в другой — 6.
Владелец бизнеса должен стремиться к оптимизации накладных расходов, но нужно понимать, что полностью избавиться от них невозможно. Для начала важно вести точный учет всех затрат, чтобы понимать текущую ситуацию с ними и оценить влияние накладных расходов. Когда накладные расходы съедают заметную часть бюджета, то нужно пересмотреть свой подход к тратам и подумать, что можно сделать для их уменьшения. Если очевидных решений нет и все расходы необходимые, то для увеличения прибыли, возможно, придется повышать стоимость услуг или товаров.