Онлайн-издание Search Engine Journal презентовало большой отчет, в котором ведущие специалисты рассказали о главных изменениях в отрасли SEO и поделились рекомендациями, как бизнесу улучшить результативность поисковой оптимизации и продвижения. Мы изучили материал и подготовили для вас краткую версию. В этой статье делимся ключевой информацией о трендах SEO в 2025 году.
Апдейты алгоритмов, изменения на рынке, их влияние на поведение интернет-пользователей диктуют новые подходы для эффективной поисковой оптимизации. Лучший способ оставаться впереди конкурентов — постоянно следить за нововведениями в отрасли.
Специалисты Search Engine Journal, авторитетного онлайн-издания, выпустили большой отчет. В нем ведущие SEO-эксперты поделились своими мыслями, наблюдениями и взглядами относительно основных тенденций, которые будут влиять на SEO в ближайшее время. Мы изучили материал и собрали ключевую информацию. На что обратить внимание при поисковой оптимизации и продвижении бизнеса в 2025 году — читайте в нашей статье.
Внимание к альтернативным поисковым системам
Расширение конкурентной среды
В 2025 году акценты смещаются на омниканальность в SEO. ИИ-платформы, такие как SearchGPT, Perplexity AI, Claude и другие, создают новый конкурентный ландшафт для главного игрока в сфере поиска Google. Кроме того, ожидается, что поисковая система Bing укрепит свои позиции. Основная причина в том, что попадание в выдачу Bing является обязательным условием для видимости в ИИ-сервисах. Над созданием своего поисковика работает также Meta, что еще больше расширяет поисковый рынок.
Изменения в выдаче и поведении пользователей
Алгоритмы ранжирования результатов в выдаче Google изменились. Попадание на топовые позиции выдачи по релевантным запросам не дает такой же высокой гарантии получения кликов, как несколько лет назад. Из-за внедрения новой ИИ-функции Google AI Overviews, которая выдает блоки с мгновенными ответами, и рост Zero-Click, — результатов «нулевого» уровня, пользователи часто могут получить ответы на поисковый запрос без необходимости переходить на сайт. Это лишает бизнес определенного процента органического трафика, который они могли бы получить. Кроме того, качество поисковых результатов, распространение UGC-контента, неоднозначные отзывы об AI Overviews несколько пошатнули авторитетность Google.
Эксперты рекомендуют не исключать Google из SEO-стратегий на следующие годы. Поисковик остается основным источником органического трафика. Вместе с тем, бизнесу следует рассматривать и другие поисковые системы для увеличения охвата аудитории.
«Идите туда, где есть ваша аудитория. Следите за поведением пользователей, адаптируйте контент и подход для конверсий. Будьте в курсе обновлений платформ и ищите новые каналы привлечения. Изучайте алгоритмы и следите за изменениями в поисковой выдаче. Современные SEO-специалисты должны не только глубоко понимать поисковые алгоритмы, но и бизнес-модели и маркетинговые стратегии.» — Katie Morton, главный редактор SEJ
SMM и SEO становятся ближе
По данным Gartner к 2026 году прогнозируется падение объема запросов через поисковые системы на 25%. Вместе с тем, потребность в получении информации не снизится — это означает, что пользователи будут искать ее через другие источники. Среди них не только сервисы на основе ИИ, но и популярные маркетинговые каналы, которые часто развивают отдельно от SEO. Эффективный ход в 2025 году — применение комплексной контент-стратегии и грамотное перераспределение контента для охвата разных платформ без чрезмерных усилий.
«Чтобы привлекать пользователей и повышать узнаваемость бренда, качество контента и его релевантность для аудитории остаются критически важными. Если пользователи любят ваш бренд и ваш контент, они чаще будут искать вас напрямую, не обращаясь к Google.» — Katie Morton, главный редактор SEJ
LinkedIn, Instagram, X, TikTok становятся альтернативными инструментами для поиска информации и привлечения потенциальных покупателей. Продвижение в социальных сетях может быть связано с SEO и генерировать органический трафик на сайт с помощью промокодов, специальных акций, бонусов. В шапке профиля целесообразно использовать прямую ссылку или Linktree для того, чтобы направлять аудиторию в интернет-магазин, а название и описание должны содержать ключевые слова.
Кроме того, контент из соцсетей индексируется поисковиками и отображается в выдаче. Поисковые системы учитывают взаимодействие пользователей с контентом в социальных сетях — лайки, комментарии, количество просмотров. Высокая активность и обсуждение бренда в соцсетях помогают формировать его авторитет. Особенно если контент с социальных платформ получает обратные ссылки или положительные упоминания на других ресурсах. Качество контента и его релевантность аудитории особенно важны. Адаптируйте контент для разных каналов, уделяя внимание его содержательности и пользе для пользователей.
Брендинг — один из главных приоритетов для успешной поисковой оптимизации
Хороший брендинг становится важнее в продвижении бизнеса и улучшает результативность SEO. Бизнесу следует больше концентрироваться на построении бренда и объединении целевой аудитории в лояльное комьюнити. Это поможет получить определенный процент органического целевого трафика, так как пользователи целенаправленно будут искать контент конкретного бренда, имея к нему доверие.
При этом, в 2025 году грамотно продуманный брендовый маркетинг — это не только разработка визуального стиля и Tone of Voice. По мнению экспертов, подходить к брендингу стоит более стратегически — углубиться в суть бренда, работать над его содержательностью. УТП и позиционирование бренда должны четко и точно показывать ценность для аудитории, а предлагаемый контент — быть полезным, релевантным и надежным.
«Сосредоточьтесь на создании контента, который учитывает контекст и возможные дополнительные вопросы пользователей. Помните, что принципы E-E-A-T (опыт, экспертиза, авторитетность, надежность) остаются ключевыми для выделения в поисковых результатах.» — Matt G. Southern, старший редактор новостей SEJ
Подход с формированием экспертности в нише, а не просто ответы на отдельные вопросы, поможет сделать сайт основным ресурсом в тематике вашей компании и мотивировать пользователей целенаправленно его посещать для изучения информации. Для лучшего эффекта эта стратегия должна учитывать омниканальность, ведь SEO — уже не только о SERP, но и о том, как знакомить людей с брендом на разных этапах их пользовательского пути.
SEO — как часть общей маркетинговой стратегии
Из-за внедрения ИИ от Google, Amazon и Meta в 2025 году SEO предполагает больше взаимодействия с другими методами привлечения клиентов и должно стать неотъемлемой частью общей и продуктовой стратегии. А SEO-специалисты — более тесно сотрудничать с другими отделами.
«Отрасль SEO должна охватывать более широкий маркетинговый микс, использовать имеющиеся данные и аналитику пользовательского пути. Это позволит SEO перейти от отдельного канала привлечения к неотъемлемой части общей стратегии роста и удержания клиентов.» — Dan Taylor, партнер SALT.agency
Поскольку большие языковые модели (Large Language Model) и социальные сети становятся более популярными источниками поиска информации и брендов, SEO-специалисты должны стать командными игроками на более глобальном уровне. Специалистам поисковой оптимизации следует выстраивать тесные связи с продуктовыми, бренд- и sales, SMM-отделами для более глубокой интеграции SEO в путь клиента — от первого контакта с брендом до покупки. Это поможет достичь того, чтобы именно ваш бренд становился источником большего количества ответов, сгенерированных различными поисковиками и инструментами на основе ИИ.
«Настало время, когда мы должны начать делать то, о чем мы заявляли все эти годы, и сломать барьеры между маркетинговыми каналами. SEO меняется, но никуда не исчезает. Раньше это мог быть полностью независимый канал привлечения — от первого контакта с брендом до конверсии, — но сейчас это уже не так.» — Helen Pollitt, Head of SEO, Getty Images
Автоматизация SEO-задач благодаря ИИ-инструментам
Развитие ИИ меняет не только тактики поисковой оптимизации, но и подходы к рабочим процессам SEO-специалистов. Автоматизация при выполнении SEO-задач — один из трендов, который не стоит игнорировать.
Инструменты на основе ИИ за считанные секунды анализируют огромные объемы данных. Эту функцию SEOшники могут использовать в свою пользу — при исследовании ключевых слов, конкурентов, оптимизации контента. Благодаря автоматизационным SEO-сервисам технические задачи, которые раньше выполнялись вручную, можно закрыть гораздо быстрее.
«Мы работаем с сотнями агентств, которые интегрируют наши автоматизационные инструменты в свои рабочие процессы. И кейс за кейсом подтверждает, что автоматизация SEO помогает им повышать эффективность, обеспечивать точность и улучшать результаты клиентов по всем ключевым SEO-показателям. SEO-специалисты, которые внедрят ИИ-инструменты в свою работу, станут лидерами рынка как по уровню прибыли, так и по результатам.» — Manick Bhan, CTO и основатель, Search Atlas
Эксперты считают, что научиться мастерски пользоваться ИИ-инструментами и платформами — ключевой навык SEO-специалистов в 2025 году. SEO-специалисты, которые не знают, с чего начать, должны определить задачи, требующие больше всего времени. Рынок инструментов на основе ИИ настолько развит, что для закрытия большинства SEO-процессов уже существует нужный сервис, который поможет автоматизировать «ручную» работу частично или полностью и сэкономить время.
Следует изучать ИИ-инструменты в отрасли, тестировать те, которые обещают решить актуальные вопросы, и интегрировать в свою работу самые результативные решения. Так вы сможете не только не отставать от компаний, которые уже используют возможности ИИ-технологий в SEO, но и достигать максимальных результатов.
Аутентичность — важный вызов в будущем SEO
Во время стремительного развития ИИ-технологий, материалы, отражающие автора, который их создавал, приобретают важное значение и привлекают внимание. Среди однообразного ИИ-контента уникальный стиль коммуникации с пользователями поможет вам выделиться и повысить их лояльность. Юмор, эмпатия и даже немного сарказма — это то, что ИИ-инструменты не умеют генерировать в текстах так хорошо, как специалист при «ручной» работе с контентом.
«Человеческий фактор может стать вашим главным преимуществом в интернет-среде, которая все больше управляется искусственным интеллектом.» — Matt G. Southern, старший редактор новостей SEJ
Персонализация и «живой» стиль общения — то, на чем стоит особенно сконцентрировать внимание:
-
показывайте людей, которые «скрываются» за вашим логотипом — рассказывайте о специалистах, готовьте экспертные материалы под их авторством;
-
делитесь историями команды, клиентов, успехами и даже неудачными кейсами компании;
-
стимулируйте клиентов создавать UGC-контент о вас;
-
проводите различные интерактивы или живые Q&A-сессии — особенно удачным каналом для такого формата взаимодействия с пользователями являются соцсети;
-
демонстрируйте, что вы слышите аудиторию и вам важно ее мнение — отвечайте на комментарии, реагируйте на замечания и пожелания, а не просто транслируйте месседжи.
Подведем итоги
Когда digital-среда меняется с невероятной скоростью, — от больших языковых моделей (LLM), до обновлений Google — легко потеряться в бесконечном потоке информации, трендов и хайпа вокруг новых технологий. Вместе с тем, у вас есть бизнес, для развития которого нужно получать результаты. Чтобы их достигать, важно не концентрироваться на поиске идеального решения или технологии, а сформировать четкое видение определения приоритетов — распознавать настоящие тенденции и сохранять фокус на том, что следует отслеживать, а на что не стоит тратить время и энергию.
Опираясь на отчет Search Engine Journal, подытожим основные задачи для бизнеса при поисковой оптимизации в 2025 году.
-
Расширяйте роль SEO в общей маркетинговой стратегии и налаживайте более тесное взаимодействие с другими отделами. Бренд становится все более важным как для конверсии, так и для привлечения аудитории.
-
Улучшайте брендовый маркетинг — концентрируйтесь не только на визуальной составляющей или тоне в коммуникациях. Старайтесь найти точки соприкосновения с пользователями на каждом этапе их контакта с вашим бизнесом.
-
Помните о том, что потребности пользователей не изменились — изменился интерфейс поиска. Способ, которым аудитория находит информацию, становится более ориентированным на подачу контента — его предоставляют пользователям напрямую, а не как результаты на поисковый запрос. Например, через быстрые ответы в SERP. Стоит адаптироваться к современным вызовам и оптимизировать контент на сайте для попадания в результаты «zero-click».
-
Адаптируйте и распространяйте контент в других маркетинговых каналах — омниканальность один из главных факторов успеха в SEO в 2025 году. Привлекайте аудиторию на сайт из соцсетей и email-рассылок.
-
Уже сейчас включайте в стратегию альтернативные поисковые системы, кроме Google, чтобы занять лидерские позиции в будущем и увеличивать органический трафик на сайт. Google все еще остается основой в SEO, но постепенно теряет позиции монополиста из-за развития новых ИИ-поисковиков.
-
Найдите баланс между ИИ и «ручной» работой. Следите за новыми ИИ-инструментами для SEO-специалистов и автоматизируйте процесс выполнения SEO-задач для их более продуктивного и быстрого закрытия. Вместе с тем, при создании контента сохраняйте аутентичность и уникальный авторский стиль.
