Для успешного SEO-продвижения, владельцу сайта важно понимать как поисковая система ранжирует сайты. Место сайта в выдаче зависит от факторов ранжирования. Рассказываем о самых важных из них.
Факторы ранжирования — это набор критериев и сигналов, которые использует поисковая система для определения позиций сайта в органической выдаче. С помощью факторов ранжирования алгоритмы системы оценивают насколько сайт удовлетворит поисковой запрос пользователя. Если по результатам оценки, контент страницы считается релевантным и приемлемым, то поисковая система рекомендует его пользователю. В итоге странице присваивается место в выдаче, с учетом других сайтов.
Каждая поисковая система имеет свои факторы ранжирования, которые постоянно дополняются и изменяются. В этой статье мы расскажем про 11 основных факторов ранжирования Google.
Как Google оценивает сайты
Результаты органического поиска — это список страниц, которые рекомендует Google пользователям в ответ на поисковой запрос. По мнению поисковой системы, именно эти страницы лучше всего соответствуют намерениям пользователей и дают наиболее ценную информацию. Google очень внимательно следит за тем, чтобы его рекомендации были точными, а контент, который система предлагает пользователям, — полезным. Для этого поисковая система собирает данные о сайте сразу несколькими способами, чтобы впоследствии оценить его по факторам ранжирования.
- Поисковые роботы. Поисковые роботы сканируют сайт посещая его страницы, которые открыты для индексирования. Без этого страница не попадет в органическую выдачу и перейти на нее можно будет только по ссылке. Поисковой робот собирает сразу множество информации о сайте. Например, изучает содержание страницы, скорость загрузки, наличие ошибок и технических проблем на сайте. По результатам сканирования, страница попадает в базу данных поисковой системы или же о ней обновляется информация, если страница не новая.
- Асессоры Google. Асессоры — это живые люди, которые оценивают контент с точки зрения пользователя. Они нужны Google, потому что не все параметры сайта можно измерить и выразить в числах. Асессоры должны проверять достоверность информации, ее ценность для пользователя, удобство сайта и т.д. Работа асессоров жестко регламентирована. Руководство для асессоров состоит из почти 200 страниц и Google держит документ в открытом доступе, поэтому владельцы сайта могут с ним ознакомиться, поняв требования системы.
- Пользовательские данные из браузера. Google использует свой браузер для получения информации о том, как пользователь взаимодействует со страницами сайта. Это позволяет оценить поведенческие факторы, которые являются одним из основных факторов ранжирования.
Собрав данные о сайте из разных источников, поисковая система сопоставляет информацию с факторами ранжирования. Google публично не сообщает о всех своих факторах ранжирования, поэтому многие из них обнаружены путем наблюдений и экспериментов. По разным данным, есть около 200 факторов ранжирования. Мы выбрали 11 основных из них, которые оказывают наибольшее влияние на позиции сайта в поисковой выдаче.
Возраст домена
Для того, чтобы завоевать доверие Google нужно время. Поисковая система не будет выводить в топ выдачи сайт, который создан месяц назад, даже если его контент действительно качественный. Google присматривается к сайтам и оценивает как они ведут себя на дистанции. Если на протяжении длинного отрезка времени, на сайте появляется релевантный контент, на него ссылаются другие, а пользователи задерживаются на страницах — поисковая система начнет доверять ресурсу. До этого момента сайт будет находиться в так называемой «песочнице» с другими недавно созданными ресурсами. Официального подтверждению этому явлению со стороны Google нет, но практика показывает, что по высокочастотным и конкурентным запросам в топе редко встречаются новые сайты.
Сколько должно пройти от момента запуска сайта, до получения доверия от Google — никто точно не скажет. Но владельцу сайта не стоит зацикливаться на времени. Лучше сконцентрироваться на создании полезного контента, стремиться получать обратные ссылки и увеличивать вовлеченность пользователей различными способами. Со временем Google оценит эти старания. Однако надеяться на быстрый результат и попадание на высокие позиции в выдаче сразу после создания сайта не стоит.
E-E-A-T
E-E-A-T (англ. experience, expertise, authoritativeness, and trustworthiness) — это аббревиатура, которая описывает критерия оценки контента, а именно опыт, экспертность, авторитетность и достоверность. Согласно руководству Google для асессоров, именно из этих критериев формируется доверие к контенту и сайту. E-E-A-T важно соблюдать ресурсам со сложным контентом, который не может быть качественным без глубокого погружения в тему. Например, если на сайте опубликована статья про ошибки при настройке Google Shopping, то автор должен основывать материал на реальных кейсах и иметь опыт работы с инструментом. Если же это статья по типу «пять красивых букетов на день рождения», то экспертность уже не играет такой значительной роли — автору не обязательно быть флористом.
Для создания контента по правилам E-E-A-T нужно понимать, что подразумевается под каждым из критериев. E-E-A-T означает:
- опыт — создатель контента знает о чем он говорит, потому что испытывал это лично и может поделиться своим опытом с другими. Описывая важность опыта, Google приводит пример, что вы доверитесь отзыву о товаре от человека, который купил продукт, а не просто смотрел на него в интернете;
- экспертность — для полноценного раскрытия темы нужно не просто понимать о чем она, а разбираться в ней, обладать определенными умениями и знаниями;
- авторитетность — организация, на сайте которой опубликован контент, должна быть уважаемой в той нише, про которую пишет. Например, на авторитетность указывает, если на сайт часто ссылаются или хотя бы упоминают на других ресурсах;
- достоверность — сайт обязан быть безопасным для пользователей, а факты на нем не должны искажаться, иначе три ранее перечисленных критерия не будут иметь значения.
Оптимизация для мобильных устройств
С 2021 года Google использует mobile-first индексацию, то есть прежде всего оценивает сайт по его мобильной версии. Сайт должен корректно работать на мобильных устройствах, быть удобным и быстрым. Для этого все элементы сайты отображаются в правильном размере, сразу срабатывают при нажатии и позволяют без помех просматривать контент. Google акцентирует внимание на том, что содержание мобильной версии сайта должно быть, как минимум, таким же, как на десктопной. Это означает, что всем контентом, который есть на обычном сайте, можно пользоваться с мобильной версии. Такое требование Google связано с тем, что основную часть трафика поисковая система получает с мобильных устройств.
Поведенческие факторы
Одна из лучших характеристик удобного сайта с полезным контентом — это количество времени, которое проводят пользователи на его страницах. Если люди долго просматривают сайт, взаимодействуют с его элементами и переходят со страницы на страницу — это очень сильный сигнал для Google. Поисковая система понимает, что такой сайт ценный для пользователей и им нравится контент. Google узнает об этом с помощью пользовательских данных, которые собирают браузеры. Этот фактор ранжирования крайне важен и в то же время объективен. Показатели, как длина сессии или количество просмотренных страниц, легко исчисляются и однозначно интерпретируются.
Технические факторы
Технические факторы — это набор функций и решений на сайте, которые обеспечивают пользовательский опыт. Владелец сайта должен создать комфортные условия для пользователей и удовлетворить их технические потребности. Например, к этому относится грамотный дизайн, удобная навигация, скорость загрузки страниц. Помимо пользователей, технические факторы оценивают поисковые роботы. Сайт должен быть понятен для них, чтобы бот без труда разобрался в его структуре и содержании.
Релевантность контента запросу
При SEO-продвижении сайта, его страницы и контент должны создаваться с учетом семантического ядра — набора слов и фраз, с помощью которых пользователи могут найти ресурс в поисковой системе. Владельцу сайта нужно понимать, что хотят получить пользователи, делая поисковой запрос, после чего создать релевантный контент. Для Google очень важно, чтобы пользователи получали точную информацию, которая соответствует намерениям человека. Поисковые роботы оценивают заголовок, title и description страницы, а также изучают сам контент, чтобы сделать вывод о релевантности запросу. Без релевантного контента сайт не может рассчитывать на продвижение в поисковой выдаче Google.
Внутренняя перелинковка
Внутренняя перелинковка — один из самых эффективных способов усилить значимость страницы. Google ценит внутренние ссылки не меньше, чем внешние, поэтому владельцу сайта важно выстроить связь между страницами сайта. Ссылка на какую-либо из страниц внутри сайта сигнализирует поисковым роботам о ее ценности и релевантности. Внутренняя перелинковка не несет никакого вреда сайта, но может оказать сильный положительный эффект на позиции сайта в выдаче. Главное ее грамотно использовать, когда владелец сайта не спамит ссылками и расставляет правильные анкоры.
Актуальность контента
Часто релевантность контента напрямую связана с его новизной. Появляются новые технологии, открываются новые знания и приходит новый опыт, который меняет восприятие прошлой информации. Google учитывает эти факторы и следит за тем, чтобы контент в поисковой выдаче был актуальным. Поисковая система ценит, когда сайты обновляют свой контент. Например, если статья написана два года назад и автор ее дополнил, обновив дату — это будет плюсом для ранжирования страницы.
Коммерческие факторы
Коммерческие факторы ранжирования важны для сайтов интернет-магазинов и другого бизнеса, который предоставляет различные услуги. Эти факторы связаны с качеством обслуживания клиентов, информативностью сайта и наличием необходимых функций для покупок. Коммерческие факторы ранжирования:
- удобный каталог товаров с категориями, подкатегориями и фильтрами;
- информативная карточка товаров;
- качественные фото товаров;
- отзывы покупателей;
- страницы с условиями оплаты, доставки, возврата и гарантии;
- интеграция с безопасными сервисами онлайн-оплаты;
- контактная информация;
- корзина и простая форма оформления заказа;
- функции сравнения и избранного;
- возможность поиска по сайту;
- страница «О нас».
Существуют так же и другие коммерческие факторы ранжирования, но из озвученного списка можно понять, что все они связаны с созданием удобного и многофункционального интернет-магазина.
Внешние факторы
Репутация сайта в поисковой системе во многом строится на том, говорят ли о нем другие. Google учитывает все упоминания и ссылки на сайт со сторонних ресурсов. В особенности ссылки от сайтов, которые популярны и авторитетны. Но даже простые упоминания названия организации в соцсетях имеют значение и служат сигналом для поисковой системы. Подробней об этом читайте в статье, где мы рассказали, что такое внешняя оптимизация.
Локальная оптимизация
Если деятельность организации, которой принадлежит сайт, привязана к конкретной территории, то одним из факторов ранжирования становится локальная оптимизация. Локальная оптимизация — это улучшение позиций сайта в контексте запросов, связанных с географическим местоположением. Владельцу сайта нужно добавить в поисковую систему актуальную информацию о расположении бизнеса, время работы, контактные данные и т.д. Google важно, когда у компаний есть бизнес-профиль и они присутствуют на Google Maps.
Подведем итоги
Факторы ранжирования — это критерии, которые используются при определении позиций сайта в результатах поисковой выдачи. Факторов ранжирования сотни, они скрыты от публики, но часть из них известна благодаря наблюдениям специалистов. 11 основных факторов ранжирования от Google:
- возраст домена;
- E-E-A-T;
- оптимизация для мобильных устройств;
- поведенческие факторы;
- технические факторы;
- релевантность контента запросу;
- внутренняя перелинковка;
- актуальность контента;
- коммерческие факторы;
- внешние факторы;
- локальная оптимизация.
Дякую за структурність та розуміння матеріалу, особливо було цікаво узнати про EEAT.👌 Як раз починаю робити магазин на Horoshop🛒
А де можна почитати про «зовнішню оптимізацію», бо лінка у статті не найшов, може добавити?😉
Артем , добрий день! Про зовнішню оптимізацію можна почитати тут https://horoshop.ua/ua/blog/off-page-seo/