Мировой объем продаж в e-commerce ежегодно увеличивается и в 2020 году 20% покупок в мире были сделаны через интернет. Если обычные продажи выросли всего на 1% за год, то в интернете они увеличились на 24%. Позиции e-commerce укрепляются во всем мире и Украина не стала исключением. В этой статье мы расскажем как развивается рынок интернет-торговли в Украине, его особенностях и прогнозах на будущее.
Мировой объем продаж в e-commerce ежегодно увеличивается и в 2020 году 20% покупок в мире были сделаны через интернет. Если обычные продажи выросли всего на 1% за год, то в интернете они увеличились на 24%. Позиции e-commerce укрепляются во всем мире и Украина не стала исключением.
В этой статье мы расскажем как развивается рынок интернет-торговли в Украине, его особенностях и прогнозах на будущее. Статья будет особенно полезна тем, кто только планирует создать интернет магазин.
Проникновение e-commerce в Украине
Проникновение e-commerce во многом зависит от проникновения интернета. По различным оценкам, около 70% населения Украины пользуютс интернетом. Для сравнения, в 2010 году этот показатель равнялся 30%. Привыкая к интернету, люди привыкают к использованию тех услуг, которые он дает — покупки в онлайне одна из них.
По данным исследования компании CBR, к концу 2020 года в Украине 10,6 млн людей регулярно покупали в интернете — это треть населения. Речь идет о постоянных клиентах интернет-магазинов и торговых площадок.
Какие товары чаще всего украинцы покупают в интернете
Украинцы проявляют интерес к e-commerce в роли покупателей и продавцов. Это косвенно доказывает статистика Google. Украинские пользователи стали активно искать что продавать в интернете. За 2020 год самыми популярными товарами в интернете были средства индивидуальной защиты, одежда и товары для дома. Можно ожидать, что интернет-магазинов в этих нишах станет больше в 2021 году.
Влияние пандемии на e-commerce
Эксперты компании IBM подсчитали, что пандемия ускорила переход от офлайн к интернет-магазинам примерно на пять лет. Магазины, которые раньше работали только в офлайне, начали осваивать интернет — они принесли в e-commerce новые ниши и расширили аудиторию покупателей. Например, стала распространенной покупка продуктов в интернете, хотя раньше это было в основном офлайн-занятие.
Активное наполнение e-commerce новыми продавцами и покупателями дало результат — объем продаж в 2020 году в Украине вырос на 40%. При этом снизился средний чек, потому что люди не рискуют делать большие покупки и ограничиваются только самым необходимым. Так что не всем нишам пандемия сыграла на руку.
Особое значение служб доставок
Вместе с продажами увеличилась нагрузка на службы доставки. У главных почтовых операторов Украины «Нова Пошта» и «Укрпошта» количество посылок увеличилось на 25-35%. Но для клиентов интернет-магазинов это не оправдание возможных задержек — они хотят быстро получать свои заказы. Сложившаяся ситуация стала толчком для развития украинских служб доставки.
По данным Госстата, инвестиции в курьерскую деятельность за три квартала 2020 года увеличились в 8 раз — 353,7 млн грн против 44,7 млн, за аналогичный прошлогодний период. Эта сфера стала единственной в которой инвестиции во время пандемии увеличились и эффект от них мы ощутим в 2021 году. Кажется, все поняли, что пандемия быстро не закончится и те, кто смогут организовать оперативную доставку окажутся в выигрыше. А вместе с ними и весь e-commerce.
Фактор наложенных платежей
Для многих покупателей важен процесс шоппинга, когда они могут потрогать вещь своими руками и как следует ее рассмотреть. Во-первых, людям это приятно, во-вторых, — это позволяет им убедиться в качестве товара. В интернет-магазинах такой возможности нет, из-за чего усиливается страх купить некачественную вещь и потерять деньги. Решает эту проблему наложенный платеж.
По словам CEO компании Novapay, каждая третья посылка в 2020 году отправлялась наложенным платежом. Такая схема может не совсем нравиться продавцам, из-за риска, что посылку не заберут, но она очень нужна покупателям. Вполне возможно, что в будущем украинцы привыкнут к покупкам в интернет-магазинах и будут сразу расплачиваться картами. Сейчас же клиентам нужен широкий выбор способов оплаты.
Законодательное регулирование работы интернет-магазинов
Развитие e-commerce не осталось без внимания властей, которые в 2020 году приняли ряд законов, влияющих на работу интернет-магазинов. Самым заметным из них стал закон об РРО для интернет-магазинов. Начиная с 2021 года часть предпринимателей должны использовать кассовые аппараты, а еще через год они станут обязательными.
Вступил в силу языковой закон, который с января 2021 года обязывает интернет-магазины обслуживать клиентов на украинском. В дальнейшем заработают нормы закона про наличие украинской версии сайта и ее загрузку по умолчанию. За нарушение этой и других норм предусмотрены штрафы. Новые законы просто обязывают предпринимателя точно знать как юридически оформить интернет-магазин в Украине.
Прогноз на будущее
E-commerce все сильнее проникает в жизни обычных украинцев и это способствует развитию рынка. Ожидается, что в 2021 году объем продаж вырастет еще примерно на 30%. Предпринимателям нужно быть готовым к наплыву новых клиентов и повышать уровень обслуживания. Если вы хотите стать частью растущего рынка — оставляйте заявку на создание интернет-магазина и получайте 14 дней бесплатного теста.
Доброго дня) мене цікавить робота у вашій сфері ,,e-commerce !