Продажи растут, средний чек увеличивается, проблемы, связанные с войной, остаются – так можно кратко описать 2024 год для большинства украинских интернет-магазинов. Читайте нашу статью и узнавайте результаты ежегодного исследования работы украинского e-commerce от Хорошоп.
Хорошоп провел ежегодный опрос своих клиентов, чтобы узнать, каким был прошлый год для их бизнеса. Забегая наперед, можем сказать, что, несмотря на все трудности, украинский e-commerce сохраняет положительные тенденции и адаптируется к существующим условиям. Детальнее об этом читайте в нашем исследовании, участие в котором приняли более 300 интернет-магазинов.
Общие впечатления от работы в 2024 году
Перед тем как изучать конкретные факты и статистику, мы захотели узнать общие впечатления предпринимателей от работы в 2024 году. Мы предложили им оценить по десятибалльной шкале уровень их удовлетворенности от полученных результатов. Неудачным год оказался только для 16% опрошенных, которые поставили отметку до 4 баллов. Большинство же предпринимателей оценили год положительно – 60% дали оценку от 5 до 8 баллов. А для 24% год оказался максимально успешным – они оценили его в 8-10 баллов.
Как изменились продажи и средний чек
Хорошоп в течение года отслеживает общее количество заказов, генерируемых интернет-магазинами платформы. В 2024 году все наши клиенты в среднем генерировали 35 тысяч заказов в день. С января и до середины осени продажи сохранялись на стабильном уровне, но к концу года они стремительно выросли. Пик заказов пришелся на Черную пятницу – в этот день магазины обработали 53 774 заказа. В общей сложности за 2024 год интернет-магазины на Хорошопе обработали более 13 миллионов заказов.
Для сравнения, в 2023 году в среднем в день было 25 тысяч заказов, а на пике 26 декабря – около 48 000 заказов.
Мы спросили владельцев магазинов, как изменились их продажи за год. Три четверти опрошенных увидели рост и только 25% не ощутили позитивных изменений в количестве продаж. А для 18% заказы выросли почти на треть.
Дополнительно предприниматели рассказали нам об изменениях в размере среднего чека. Для 45% чек вырос, у 17% – уменьшился, а 38% бизнесов – не зафиксировали существенных изменений.
Также мы поинтересовались в каких нишах работают интернет-магазины, которые участвовали в опросе. Самые популярные категории – это товары для дома и одежда/обувь. Далее следуют оборудование и инструменты и красота/здоровье. Стоит отметить, что ни одна из ниш не имеет критического преимущества над другими, что в очередной раз доказывает – успешно продавать можно почти любые товары.
Маркетинг и продвижение – как это было в 2024 году
Google Shopping уже несколько лет остается самым эффективным и популярным каналом продвижения для интернет-магазинов. С небольшим отставанием от Google Shopping, на втором месте – органический трафик, приносящий 46,5% продаж. Третий по популярности канал продаж – это маркетплейсы, на них продают 29,6% опрошенных магазинов. Из интересных трендов отмечаем рост роли SMM и инфлюэнс-маркетинга – суммарно почти 23% предпринимателей пользуются этими инструментами для продаж.
А вот роль акций продолжает оставаться незначительной. Только 53,5% опрошенных устраивали сезонные распродажи или участвовали в Black Friday.
На какие изменения отважились предприниматели в 2024 году
2024 год стал годом расширения ассортимента – 67% опрошенных приняли это решение. Также более половины предпринимателей увеличили бюджет на продвижение. Среди других изменений:
-
использование новых каналов продвижения;
-
масштабирование бизнеса, в том числе расширение команды и открытие новых интернет-магазинов;
-
оптимизация рабочих процессов;
-
интегрирование CRM системы;
-
сокращение затрат на продвижение.
Примечательно, что украинские интернет-магазины по-прежнему осторожно относятся к продажам за рубежом – только 4% бизнесов начали работать на экспорт. Такой же показатель был в прошлом году.
С какими трудностями в ведении бизнеса столкнулись в этом году?
Несмотря на активное развитие рынка, предприниматели столкнулись с серьезными вызовами, влияющими на продажи, операционную деятельность и маркетинг. Главной проблемой года оставалась война и ее последствия – 62% опрошенных заявили об этом. Регулярные отключения электроэнергии, обстрелы, проблемы с логистикой и мобилизация работников заставляли бизнес искать альтернативные решения.
Вторым по значимости вызовом стало падение спроса, которое отметили 53% предпринимателей. Это напрямую связано с изменениями в поведении покупателей, которые осторожнее стали в расходах. Не менее существенной проблемой стал рост закупочных цен для 51%, и усиление конкуренции – на это пожаловались 32% опрошенных. Другие проблемы 2024 года:
-
блокировка Google Shopping;
-
кадровый дефицит;
-
демпинг от конкурентов;
-
проблемы с рекламой в Facebook и блокировка рекламных кабинетов Meta;
-
общий кризис и усталость.
О планах на 2025 год
Несмотря на вызовы, с которыми столкнулся украинский e-commerce в 2024 году, большинство предпринимателей настроены развиваться. Желание расширить бизнес выразили 67% владельцев интернет-магазинов. Среди потенциальных направлений расширения они назвали выход на иностранные рынки и открытие офлайн-магазина.
Желание прекратить деятельность имеют около 3%, и столько же людей задумываются над кардинальными изменениями в бизнесе. Они хотят изменить нишу и ассортимент, что может быть связано с изменением спроса. Еще 28% предпринимателей признались, что будут работать без четкого плана, реагируя на рыночные изменения в режиме реального времени.
Вывод
2024 год в украинском e-commerce был положительно сдержанным. Интернет-магазины показали развитие, в частности, увеличили продажи и средний чек. Впрочем, год также сопровождался сложными вызовами, часть из которых уже стали в некотором смысле хроническими. Главное, что, несмотря на все, предприниматели, продолжают движение вперед и Хорошоп, как всегда, вам будет в этом помогать.

Дякую за цікаву статтю