Клиенты Хорошопа поделились своими историями про работу интернет-магазина во время войны с россией. Мы разделили этот материал на две части и надеемся, что опыт коллег станет для вас полезным.
В условиях войны, крайне сложно вести бизнес, но предприниматели должны продолжать работу для поддержки украинской экономики. Тяжелые времена легче переносить вместе, делясь своим опытом и перенимая его у других. Хорошоп пообщался со своими клиентами и расспросил их о работе во время войны. Мерчанты рассказали как они возвращались к работе, с какими проблемами столкнулись, что делают для помощи армии и многое другое.
Интернет-магазин одежды с авторскими принтами Dubhumans
Вернулись к работе 14 марта. У нас небольшая команда, поэтому мы смогли всех сохранить и работать в полном составе. Мы делаем принты на большом профессиональном принтере Epson F2000, которому нужно качественное обслуживание и чернила. Единственный сервисный центр с расходниками был в Харькове и нам повезло, что он переехал в Хмельницкий.
С другими этапами производства возникли проблемы. Ткань для пошива одежды чаще всего закупалась в Турции, но ее цена выросла, потому что доставка по морю стала невозможной и логистика усложнилась. Швейное предприятие, которое шьет для нас продукцию, работало с перебоями. Закупать готовые футболки, как запасной вариант, мы не могли, потому что производитель закрылся. А во время поиска другого поставщика, нам попадалась одежда низкого качества.
Несмотря на все проблемы, восстановились мы довольно быстрою и это помогло нам в продвижении. Многие интернет-магазины до сих пор не пришли в себя, поэтому реклама в марте была очень дешевой. Сейчас реклама дорожает с каждым днем, но цена все еще заметно ниже мирного времени.
Во время войны, мы регулярно обновляем ассортимент, потому что появляется много различных символов, каждый из которых дает идеи для новой продукции. Тренды формируются почти каждую неделю и попасть в предпочтения покупателей довольно легко. Стараемся своей одеждой поддерживать в хорошем настроении наших клиентов и тех, кто их окружает. 10% выручки интернет-магазина отдаем на помощь армии.
Интернет-магазин книжного издательства Nairi
Наше возвращение к работе зависело от возможности делать отправки через Новую Почту и Укрпочту. Такая возможность появилась в середине марта и с 10 числа мы начали обрабатывать заказы. Организационных проблем не было — весь штат работников сохранился, а наш склад в Киеве не пострадал. Продолжаем заниматься SEO, потому что это наш основной канал продвижения. Дополнительно активно ведем соцсети, общаясь там с покупателями.
Ассортимент бумажных книг остался прежним, но количество электронных книг увеличилось. Первые 15 дней полномасштабной войны мы бесплатно отсылали всем желающим электронные книги. Люди могли читать в бомбоубежищах или продолжить читать с детьми книги, которые пришлось оставить дома.
Интернет-магазин спортивных товаров TeamSports
Вернулись к работе через неделю после начала полномасштабной войны. Наш склад находится в г. Буськ, Львовской области, и он принадлежит нам, поэтому к нему был свободный доступ. Первые заказы развозили собственным транспортом, потому что Новая Почта не работала. Время доставки увеличилось и иногда на нее уходило больше недели. Но главная трудность в малом количестве продаж, из-за чего существенно уменьшился рекламный бюджет. Также пришлось временно закрыть офлайн-магазин. Сокращения не коснулись работников, но всем пришлось перейти на удаленную работу.
Нашим главным каналом продвижения был и остается Google Shopping. Вначале мы обходились без рекламы, но через 5-7 дней вернули ее для полипропиленовых сеток, которые используются как основа для маскировочных сеток. Постепенно добавляем объявления для других товаров: мячей, теннисных ракеток, инвентаря для тренировок и т.д.
Цены оставили на уровне довоенных, а сетки на нужды армии вообще продавали по себестоимости. Стараемся не повышать их, но делать это сложно, потому что они растут у поставщиков. Начали расширять ассортимент и добавлять товары, которые актуальны во время войны — спальные мешки, карематы, тактические рюкзаки. Планируем найти поставщика тактической обуви и одежды. Кроме того, хотим расширить географию продаж и ищем варианты размещения наших товаров на маркетплейсах Польши.
С первого дня войны наши работники дежурят на блокпостах. Помогаем армии финансово, перечисляя средства на снаряжение и помощь раненым. До войны мы пользовались многими российскими сервисами и они пытаются наладить контакт. В ответ мы сбрасываем им правдивую информацию о войне в Украине, с фото и видео свидетельствами преступлений российской армии.
Интернет-магазин одежды Golfstream
Возобновили работу примерно через месяц войны. Нужно было время на эвакуацию работников и перенос склада из Харькова. Бизнес переехал в более безопасный город, но производство осталось в эпицентре боевых действий. Невозможность работать на полную вынудила уменьшить зарплату сотрудников.
Продвижением не занимались, пока не перевезли склад, сняли новые помещения и запустили продажи. Как только работа магазина возобновилась, реклама запущена постоянно. Наша целевая аудитория осталась прежней, поэтому новшеств в маркетинге не делали.
За все время войны сталкивались в основном с рутинными сложностями. Самой большой проблемой стала неожиданная блокировка рекламного аккаунта Facebook. Причиной была активность аккаунта в другой геолокации. После обращения в поддержку, проблема довольно быстро решилась.
Для поддержания продаж мы сделали большие скидки до 30%, а 10% дохода перечисляем на нужды военных. Продаем сейчас исключительно благодаря обширным складским запасам, но их хватит лишь на 2 месяца. Дальше нужно возобновлять производство в старом городе или переносить его в другое место.
Первая часть историй от мерчантов подошла к концу. Читайте вторую часть статьи про работу украинских интернет-магазинов во время войны по ссылке.