Маркетинг-микс — это набор инструментов и процессов, которые определяют позиционирование компании на рынке. Маркетинг-микс характеризует маркетинговую стратегию компании. Благодаря нему бизнес формирует свой публичный образ, получает идентичность и упорядочивает маркетинговую деятельность. В классическом формате, маркетинг-микс представлен моделью 4P, которая состоит из четырех компонентов:
-
Product — товар, который компания предлагает клиентам и все, что с ним связано. Этот компонент охватывает любые точки взаимодействия потребителя с товаром. Например, ширину ассортимента, консультацию в выборе товара, качество, гарантийное обслуживание, возврат и обмен, ремонт;
-
Price — ценовая политика компании. Учитывает цены у конкурентов и поставщиков, маржинальность товаров, себестоимость, скидки, условия рассрочки. Помогает сформировать привлекательные цены для покупателей и выгодные для продавца;
-
Place — каналы продаж компании и способы реализации товара. Учитывает все процессы связанные с организацией продаж;
-
Promotion — продвижение товаров на рынке. Определяет коммуникацию компании с клиентами, информирование аудитории о товарах, способы продвижения и виды рекламы.
Компании, которые прорабатывают каждый из компонентов в комплексе, формируют свои ценности и идентичность, которые отличают их от других. Клиенты видят слаженную работу компании и получают лучших пользовательский опыт. Как бы клиенты не взаимодействовали с компанией, они всегда будут видеть определенный стандарт в работе, который не меняется в зависимости от процесса. За счет этого бизнес получает преимущество над конкурентами, которые работают хаотично.
Если компания занимается предоставлением услуг, а не продажей товаров, то ее маркетинг-микс изменяется. К четырем классическим компонентам модели 4P добавляются еще три:
-
People — люди, которые пользуются услугами и взаимодействуют с компанией;
-
Process — схема предоставления услуг. Описывает каким образом компания предоставляет услугу и что именно получают клиенты;
-
Physical Evidence — условия, в которых клиенты получают услугу. Определяет удобство клиентов и создание атмосферности.
Компании также могут определить свои собственные компоненты маркетинг-микса, которые не входят в классическую модель. Все зависит от ниши, в которой работает компания, и от особенностей целевой аудитории.