Бенчмаркинг — это метод анализа конкурентов с целью поиска лучших решений и внедрения их в собственной компании. При проведении бенчмаркинга, компания сравнивает свою работу с лидерами рынка и решает какие аспекты деятельности нуждаются в улучшении. По результатам бенчмаркинга, компания должна принять решение о внедрении изменений для повышения собственной эффективности. Объектами такого исследования могут быть:
- бизнес-процессы;
- маркетинговая стратегия;
- продукты и сервисы;
- ассортимент;
- сайт;
- ценовая политика.
В крупных компаниях бенчмаркинг является систематическим процессом, который постоянно работает. Он помогает понять в чем успешность других компаний и как они добились успеха. Сравнив себя с ними, можно получить ответ — чего вам не хватает и как догнать или даже перегнать конкурентов. Бенчмаркинг проводят для того, чтобы найти новые пути развития, улучшить работу организации и спланировать дальнейшие действия. Это позволяет не пропускать новые решения конкурентов, с помощью которых они могут получить преимущество над вами. Компания всегда понимает тренды рынка и своевременно реагирует на изменения.
Объектом исследования могут быть разные процессы. Например, не обязательно изучать опыт конкурентов — бенчмаркинг может проводиться внутри компании для улучшения взаимодействия между подразделениями. Поэтому бенчмаркинг имеет несколько разновидностей.
- Внешний бенчмаркинг. Наиболее распространен вид бенчмаркинга, который имеет целью изучение практик других компании. В зависимости от собственных амбиций и задач, объект исследования может изменяться. Компания может анализировать своих непосредственных конкурентов, с которыми она соревнуется в своей нише. Другим источником информации могут стать лидеры рынка. В этом случае компания, проводящая бенчмаркинг, может не конкурировать с ними, но стремиться выйти на новый уровень.
- Внутренний бенчмаркинг. Проводится для сравнения работы разных отделов. Объектом сравнения могут быть показатели эффективности подразделений, а также обмен опытом и помогающими в работе решениями. Например, один отдел начал использовать систему спринтов и это повысило его эффективность, поэтому эту методику решили внедрить в других отделах. Также можно сравнивать текущие показатели всей компании в целом с показателями за прошедшие годы.
- Функциональный бенчмаркинг. Применяется при внедрении новых функций и идей с целью узнать, как эти процессы реализованы в других компаниях. Для функционального бенчмаркинга не нужно изучать конкурентов — анализировать можно любые компании, где удачно реализовано интересующее вас решение.