Украинский бизнес продолжает жить, развиваться и генерировать крутые новости. В нашем дайджесте собрали важные материалы, интервью и интересные статьи, выходившие зимой.
В последнее время большинство украинских предпринимателей внимательнее следят за сводками Генштаба и новостями о ходе войны, чем за новостями e-commerce, и это вполне нормально. Мы решили сделать подборку всех интересных материалов за несколько прошедших месяцев и собрать их в одном месте. Таким образом, у нас получился зимний e-commerce дайджест.
Черная пятница
В 2022 году многое изменилось и это повлияло на предпочтения покупателей в Черную Пятницу. В этом году клиенты покупали только самые нужные товары, потому что покупать лишнее, как это было раньше, — пока не время. По данным Comfy, на первом месте среди покупок были мобильные батареи, а телевизоры, которые в 2021 году были лидерами продаж, даже не вошли в пятерку самых популярных товаров. Подробнее о том, как прошла Черная Пятница у разных брендов, читайте в материале Forbes.
Исследования и общие тренды Black Friday от Promodo
Отчет агентства Promodo тоже свидетельствует о том, что в 2022 году Черная пятница в Украине была максимально продиктована внешними обстоятельствами. Трудно было предусмотреть любые показатели — конверсии, трафик, доход, который получил бизнес. Основным каналом трафика в черно-пятничной распродаже был платный поиск.
Распродажа в условиях отключения света
Украинский e-commerce и ритейл получили примерно на 25-30% меньше выручки из-за атак россии и вынужденных блекаутов, — сообщил Дмитрий Деревицкий, председатель совета директоров «АЛЛО». Это произошло из-за уменьшения онлайн-трафика до 30% и офлайн до 20%. Таких потерь не было даже во время локдаунов.
Что покупали пользователи Монобанка
Основатель monobank Олег Гороховский подвел итог «Черной Пятницы» в своем Telegram-канале, а также сравнил событие с периодом прошлого года. Лидером по объему продаж и заявкам на покупку частями стал маркетплейс Rozetka. А больше всего пользователи monobank покупали смартфоны и павербанки.
Товарооборот в неделю Black Friday вырос в 3,5 раза — Фокстрот
В сети Фокстрот, Черная пятница длилась с 21 по 28 ноября. В компании заявили, что, несмотря на войну и все другие трудности, покупатели нуждались в Черной Пятнице, к которой они привыкли. «Мы понимали, что Черная пятница будет в этом году в любом формате. Наши клиенты ждали ее и мы не могли не оправдать их ожидания», — отметил Алексей Зозуля, СЕО Фокстрот.
Как прошла Черная пятница в Эпицентре
По информации сети торговых центров Эпицентр, общий объем реализации товаров в первые три дня акции Black Friday вырос почти на 25%, по сравнению с доакционной неделей. В топ-5 акционных товаров Эпицентра, на которые украинцы потратили больше средств, вошли телевизоры, кофемашины, павербанки, стиральные машины и электрические обогреватели.
Общие данные о Black Friday — Хорошоп
Хорошоп постоянно считает количество заказов, генерируемых клиентами нашей платформы. До нападения россии в феврале, магазины обрабатывали около 16-20 тысяч заказов в день. Черная Пятница стала лучшим днем по заказам с начала полномасштабного вторжения. Мы зафиксировали более 30 тысяч заказов в этот день.
Предновогодний период
Несмотря на войну, 61% украинцев не отказались от новогоднего шопинга — эта информация была опубликована в исследовании «Делойт» про рынок розничной торговли в новогодние праздники 2022 года.
Новая Почта расширяет географию онлайн-шоппинга
В декабре Новая Почта Глобал заработала в новой стране для онлайн-шопинга — Чехии. Это уже 9 страна, из которой украинцы могут покупать необходимые товары для дома, одежду популярных брендов и технику. Сервис позволяет оформить заказы в чешских онлайн-магазинах, в которых нет прямой доставки в Украину. Доставку можно заказать на адрес, в любое отделение или почтомат Новой Почты в Украине.
Благодаря чему Rozetka смогла выйти из тяжелого положения
Как Rozetka прошла девять месяцев войны и сохранила бизнес, рассказал в интервью Forbes владелец компании Владислав Чечеткин. За это время компания перешла от выживания к развитию и начала выходить на новые рынки. В частности, Rozetka планирует работать в Польше.
«Мы продолжаем развиваться, временно не с той скоростью, с которой развивались до этого. Хотим быть поближе к нашим клиентам, обеспечивать прогнозируемую и максимально быструю возможную логистику. Хотим быть номером один.»
Диджитализация помогла украинскому бизнесу адаптироваться к войне
В декабре весь украинский бизнес активно решал общую проблему блекаутов. «Обеспечение бесперебойной работы онлайн и офлайн – главная задача на первую половину 2023 года», — говорит Игорь Смилянский, CEO Укрпочты. Новые технологии позволяют предоставлять цифровые услуги по всей стране, даже в самых отдаленных уголках без связи и поддерживать постоянную работу компании при любых условиях. Читайте большой материал о том, как удалось адаптироваться e-commerce, банкам, ритейлам и логистическим компаниям в 2022 году.
E-commerce в начале 2023 года
В новом году — новые тарифы: с 1 января 2023 года Укрпочта снизила тарифы на пересылку посылок EMS из Украины в Польшу. Теперь каждый клиент сможет делать отправку родным и близким за границу по выгодным тарифам. Стоимость отправки посылок из Украины в Польшу составит на 75% меньше по сравнению с текущей стоимостью EMS-доставки.
Ключевые ориентиры на 2023-й
О работе маркетплейса «АЛЛО» рассказал генеральный директор компании Максим Раскин. В 2023 году они ожидают увеличения доли онлайн-клиентов. Тренд объясняется тем, что у людей не всегда есть возможность приобрести товар в офлайн-магазинах. В то же время компания наблюдает увеличение продавцов на маркетплейсе.
Как изменился рынок онлайн-торговли в Украине во время войны — исследование OLX
Согласно исследованию OLX, всем нужны смартфоны с доставкой. В 2022 году украинцы на OLX больше всего покупали мобильные телефоны. Но главное развитие произошло в категориях одежды и бытовой техники — доля покупок этих товаров выросла больше всего по сравнению с прошлым годом.
Во время войны электронная коммерция в Украине растет
С неожиданным заявлением выступил Николай Палиенко, CEO EVO. По его словам, во время войны электронная коммерция в Украине выросла, и ее доля в ритейле достигла 11%.
«Украинцы сейчас продают очень много товаров на мировых маркетплейсах. Со временем количество перейдет в качество и Украина станет страной качественных интересных продуктов, она будет брендом. От нас – кирпич в построение этого тренда.»
Первая статистика в новом году
Рейтинг посещаемости крупнейших интернет-магазинов за январь 2023 года был опубликован на сайте Retailers. Например, в категории Fashion&Sport лидером остается интернет-площадка Intertop, которая за прошлый год увеличила посещаемость в 1,5 раза. Из рейтинга выбыли интернет-магазины Bonprix и Lamoda, которые с началом полномасштабного вторжения прекратили свою работу на территории Украины.
За год украинская аудитория Facebook уменьшилась на 2 млн пользователей
Число пользователей Facebook и Instagram в Украине уменьшается после начала полномасштабного вторжения россии. Об этом говорится в новом исследовании соцсетей, проведенном коммуникационным агентством Plusone social impact. За год украинская аудитория Facebook уменьшилась на 2,05 млн пользователей, а Instagram — на 4,1 млн. Данные не учитывают жителей Донецкой и Луганской областей.
О войне, кризисе и восстановлении — Новая Почта
Новая почта в 2022 году уплатила 7 млрд грн налогов, а 2700 сотрудников компании защищают Украину с оружием в руках. Соучредитель «Новой почты» Владимир Поперешнюк рассказал, как компания сменила свою работу во время войны и ищет новые пути для развития.
«Мы не сомневаемся, что победа будет. Но я не ожидаю, что это произойдет летом. Враг сильный, не планирует сдаваться, готовит мобилизацию. Я параноик в бизнесе. Мне постоянно кажется, что проснусь, а клиенты все ушли. Так же и в этом случае. Есть угроза и, возможно, ее следует демонизировать, чтобы искать ресурсы в себе. Надо постоянно держать себя в форме и не останавливаться ни на секунду.»