Хоть продвижение цифровых и обычных физических товаров во многом похоже, диджитал-продукты все же имеют свои особенности, которые следует учитывать в маркетинговых коммуникациях. В этой статье рассказали об эффективных способах привлечения потенциальных клиентов, если вы продаете электронные товары.
Электронные товары нельзя подержать в руках, примерить или применять в быту. Тем не менее их потребляет подавляющее большинство населения — от загрузки игр и электронных книг до покупки учебных материалов. За результатами исследований, востребованность цифровых продуктов и в дальнейшем будет расти. Такая тенденция открывает перспективы для дизайнеров, преподавателей, веб-разработчиков и других специалистов, которые создают digital-контент и хотят трансформировать свою деятельность в прибыльный бизнес.
Один из главных вопросов, который возникает у предпринимателей: где и каким образом искать покупателей, привлекать их внимание и стимулировать к совершению заказа. Забегая наперед, отметим: маркетинговые активности при продажах электронных и обычных товаров во многом совпадают. Однако все же есть определенные отличия. В этой статье рассказываем о тонкостях продвижения цифровых товаров и эффективных каналах коммуникации с потенциальными клиентами.
Особенности цифровых товаров
Цифровые товары имеют свою специфику. Способы их изготовления, продажи и обслуживания значительно отличаются, если сравнивать с физическими изделиями. Например, электронные продукты не предусматривают серийного производства, находятся исключительно в онлайн-пространстве, а один экземпляр может быть продан неограниченное количество раз разным покупателям. Эти и другие особенности следует учитывать перед продвижением.
-
Относительно низкая стоимость. Ценообразование цифровых товаров формируется иначе, чем обычных. При расчетах себестоимости основное внимание акцентируется на том, сколько времени было потрачено на реализацию продукта. Вместе с тем, следует учитывать, что цифровые товары для массовой загрузки редко имеют высокую цену. Стоимость зависит от категории диджитал-изделия, но в среднем составляет до 50 долларов. Конечно, есть исключения, например профильные видеокурсы в записи, но с кураторской поддержкой и сопровождением преподавателей.
-
Конкуренция с бесплатным контентом. Учитывая огромные объемы информации в открытых источниках, целевая аудитория, скорее всего, сможет найти бесплатные альтернативы тому, что вы продаете. При продажах цифровых товаров нужно особенно тщательно подойти к разработке маркетинговой стратегии. Создайте УТП и подумайте, как лучше донести ваши конкурентные преимущества, позаботьтесь о привлекательных описаниях продуктов и работайте не только над продвижением товаров, но и над формированием положительного имиджа бренда.
-
Уязвимость к пиратству. Высокие риски кражи и копирования материалов — одна из самых распространенных проблем при продажах цифровых товаров. Заранее позаботьтесь о безопасности, регулярно проверяйте распространение ваших продуктов в открытых источниках и при появлении принимайте надлежащие меры, ведь это является нарушением авторского права.
-
Другие условия запуска рекламы. Некоторые рекламные сервисы относят цифровые продукты к отдельной категории и применяют к ним другую торговую политику. Например, по правилам Google Merchant Center, на этот тип товаров нельзя настраивать объявления Google Shopping. Вместе с тем, поисковая реклама запускается на тех же условиях, что и для физических товаров. Подробно ознакомьтесь с политикой основных рекламных площадок и учитывайте ее при формировании плана продвижения.
Основные каналы продвижения цифровых товаров
При продвижении электронных товаров применяется то же правило, что и для обычных изделий: чтобы подобрать действенные подходы, необходимо предварительно провести маркетинговый анализ. Он состоит из следующих этапов:
-
изучение рынка — общие тенденции, динамика спроса, потенциал развития и т.д;
-
определение целевой аудитории — демографические характеристики, интересы, поведение в интернете, боли и потребности людей, которые могут заинтересоваться вашими товарами;
-
конкурентный анализ — изучение особенностей, сильных и слабых сторон компаний, которые предлагают похожие продукты;
-
анализ собственных цифровых товаров — выявление конкурентных преимуществ вашей продукции и в целом магазина, формирование дополнительных стимулов для клиентов совершить покупку именно у вас.
Полученная информация поможет скомбинировать эффективные каналы коммуникации с потенциальными покупателями и даст понимание, как взаимодействовать с лидами, чтобы конвертировать их в клиентов. Среди популярных способов продвижения цифровых товаров, следующие:
-
SEO;
-
контекстная реклама;
-
контент-маркетинг;
-
SMM и инфлюенс-маркетинг;
-
активности в тематических сообществах.
SEO-продвижение интернет-магазина
Собственный сайт — это витрина вашего бизнеса. Интернет-магазин цифровых товаров позволяет заявить о себе в сети, повышает доверие к компании у пользователей, способствует формированию узнаваемого бренда и предоставляет больше возможностей при масштабировании. Кроме того, имея свой сайт, вы сможете использовать SEO — продвигаться по органическим запросам в поисковых системах и привлекать бесплатный трафик. SEO предполагает комплекс работ, которые состоят из следующих этапов:
-
технической части — внутренней оптимизации сайта;
-
контекстной составляющей — составления семантического ядра, подготовки уникального контента с ключевыми словами для отображения сайта в выдаче Google в соответствии с запросами пользователей;
-
внешней оптимизации — линкбилдинга и других методов получения обратных ссылок и упоминаний сайта со сторонних ресурсов;
-
работы над улучшением поведенческих факторов сайта, которые влияют на его ранжирование поисковыми системами.
SEO-оптимизация и продвижение сайта — это работа вдолгую, которая не дает мгновенного трафика, как некоторые другие рекламные методы. Первые результаты вы увидите минимум через 3-4 месяца после старта работ. Однако в будущем вы будете получать бесплатные переходы от заинтересованной аудитории даже если на время приостановите все маркетинговые активности.
В целом стоимость комплексного SEO для интернет-магазина цифровых и обычных товаров одинаковая и начинается от 1200 долларов. Хорошоп позволяет снизить финансовые вложения, ведь вы получите сайт, уже технически адаптированный соответственно с рекомендациями поисковых систем, и сможете сразу начать его продвижение. Таким образом, вы не только сэкономите на затратах на аудит и внутреннюю оптимизацию, но и ускорите эффект от SEO.
После активной работы над продвижением в поисковиках, достаточно периодически привлекать маркетинговое агентство или фрилансера, выделяя небольшую сумму на SEO-сопровождение от специалиста. При наличии времени, поддерживать показатели, полученные от SEO-продвижения, можно даже самостоятельно, ориентируясь на рекомендации и действия специалистов, которые работали над повышением позиций в органической выдаче.
Контекстная реклама
По принципу работы этот метод похож на SEO, но отличается быстрым эффектом. В Google Ads создаются рекламные кампании с добавлением ключевых фраз, по которым ваши объявления будут отображаться в системе. Если поисковый запрос пользователя совпадает с указанными в кампании ключевиками — он увидит ваш магазин в выдаче. При этом, сайт становится доступным для целевой аудитории сразу после модерации объявлений — как правило в течение суток после всех настроек. Чтобы пользователи постоянно видели ваши объявления, в рекламном кабинете нужно пополнять бюджет. Когда деньги заканчиваются или возникает задолженность от определенной суммы, трансляция кампании и соответственно показ сайта по релевантным запросам прекращается.
Контекстная реклама позволяет быстро повысить узнаваемость магазина в интернете и привлечь целевой трафик — пользователи сами ищут товары, которые вы предлагаете. Однако лучше всего этот способ работает в комбинации с другими методами, направленными на получение органических переходов. Например, вы можете сделать акцент на запуске платных объявлений, пока будете работать над повышением позиций сайта в органической выдаче, чтобы сразу получать заказы.
Зарегистрироваться в Google Ads и указать нужные параметры в рекламном кабинете можно самостоятельно. Однако учитывайте, что этот инструмент имеет много тонкостей. Чтобы тратить бюджет максимально эффективно, запускать первые кампании лучше с привлечением специалистов. Узнайте больше о контекстной рекламе и ее разновидностях из нашего большого обзора.
Контент-маркетинг
Выбирая контент-маркетинг, как один из способов продвижения, вы имеете преимущество. Зачастую целевая аудитория магазинов электронных товаров — люди, которые активно интересуются цифровым контентом и потребляют его в том или ином виде. Создание интересных материалов в тематике вашей ниши — статей в блог интернет-магазина, гайдов, инструкций, исследований, видеообзоров и т.д., — повысит лояльность пользователей и позволит выстраивать с ними длительные отношения.
При формировании стратегии контент-маркетинга, опирайтесь на портрет клиента и тип ваших цифровых товаров. Например, для многих категорий диджитал-продуктов эффективно работают видео, которые можно размещать на сайте или запустить свой Youtube-канал. Кроме того, вы можете создавать демо-образцы вашего товара, бесплатные для скачивания. Они позволяют потенциальному клиенту детальнее ознакомиться с тем, что он планирует приобрести, подогревают его интерес и побуждают к покупке полной версии.
Продвижение в социальных сетях
По опыту многих предпринимателей, которые продают на Хорошоп, соцсети — один из лучших каналов для презентации товаров и донесения их ценности для клиентов. Ведение бизнес-страницы интернет-магазина помогает сблизиться с целевой аудиторией, сформировать ее лояльность к бренду и выстроить сильное комьюнити. Кроме того, именно через соцсети легче всего собрать фидбек о вашем магазине, ведь в них люди наиболее охотно делятся своими впечатлениями о взаимодействии с различными брендами.
Самые популярные соцсети для продажи товаров — Instagram и Facebook. Но прежде чем начинать заниматься продвижением бизнеса в социальных сетях, проанализируйте и другие площадки, где может находиться ваша аудитория. Например, для некоторых типов цифровых товаров, таких как элементы графики, постеры, открытки, иллюстрации, разнообразный фотоконтент, актуальным будет развитие своего профиля в Pinterest. Помните, что залог успешного SMM — регулярность, сочетание разных форматов и типов публикаций, активная коммуникация с подписчиками и постоянный поиск идей, как можно повысить интерес к вашим страницам.
В дополнение к органическому продвижению профиля, используйте платные методы. Один из самых популярных — таргетинг, но прежде чем его применять, ознакомьтесь с правилами сервиса, через который будете настраивать кампании. Например, инструмент Meta выдвигает определенные ограничения к рекламе отдельных типов цифровых товаров. Оптимально предварительно проконсультироваться с профильным специалистом — таргетологом, который разбирается во всех нюансах настройки рекламы в соцсетях и следит за нововведениями.
Еще один платный способ повышения популярности бизнес-страницы — инфлюенс-маркетинг. Он заключается в сотрудничестве с известными личностями в соцсетях, которые имеют схожую целевую аудиторию. Например, при продвижении электронных книг, актуальным будет партнерство с писателями или литературными критиками, а продавцы образовательных материалов могут заказать рекламу у профильных преподавателей.
Если вы являетесь криэйтором или непосредственно принимаете участие в создании цифровых товаров, важно прокачивать не только страницы магазина, но и личную. Когда компанию представляет конкретный человек, который вовлечен в создание и развитие продукта, имеет определенные знания, экспертизу и готов ими делиться — это значительно укрепляет позиции бизнеса на рынке. Более того, сочетание в личном профиле познавательных постов с лайфстайл-контентом только повысит вовлеченность ЦА и даже может подтолкнуть к покупке тех, кому ранее были не актуальны ваши товары. Дополнительный плюс построения личного бренда — упрощение коммуникации с потенциальными партнерами и расширение деловых связей.
Активности в тематических сообществах
Участие в обсуждениях на специализированных форумах, в телеграм-каналах, сообществах — нативный способ продемонстрировать экспертность и познакомить целевую аудиторию со своим бизнесом и продуктами. Кроме того, подобная активность — один из элементов построения личного бренда. Есть большие площадки с сообществами на разные темы, например Quora и Reddit, где ведут обсуждения единомышленники из разных стран. Также стоит поискать отдельные, более нишевые группы в соцсетях и телеграм-каналы, посвященные конкретной тематике.
Для того, чтобы завоевать авторитет у целевой аудитории и действительно ее заинтересовать, не стоит со старта открыто рекламировать ваш магазин. Это оттолкнет потенциальных покупателей, а вы можете быть забанены администрацией сообщества. Изучайте и анализируйте обсуждения других, делитесь своим мнением через советы в комментариях, пишите собственные наблюдения и экспертные обзоры, рассказывайте о своей деятельности. Таким образом вы лучше узнаете свою целевую аудиторию, сформируете определенную репутацию и получите доверие от других участников. А дальше сможете ненавязчиво рекомендовать цифровые товары. В личном профиле укажите ссылку на ваш сайт или страницу в соцсети. Некоторая часть людей из сообщества может даже самостоятельно перейти в магазин без всякой рекламы.
Вывод
Продвижение цифровых и обычных товаров имеет много общего, а некоторые маркетинговые способы для электронных продуктов даже могут быть более эффективными. Подбирая подходы, опирайтесь на особенности вашей ниши и портрет покупателя. Применяйте сразу несколько методов привлечения клиентов, анализируйте показатели и развивайте те, которые показали лучший результат.